Галереи Образов

Донецкий Рериховский Вестник

Галерея Образов Александра Сардана (1901 - 1974)

sardan


ЗВУЧАНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Творчество Александра Павловича Сардана (настоящая фамилия Баранов) (1901-1974) - лучшее подтверждение тому, что каждый из членов "Амаравеллы" обладал своим неповторимым видением мира нашего и миров дальних.

Сардан, так же как и Фатеев, родился в Москве и после окончания школы поступил в музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище имени Гнесиных). Живописью начал заниматься в 1920 году, и уже первые его живописные композиции были выстроены по законам музыки. Ритм он чувствовал великолепно. В 1923 году в Музее живописной культуры Сардан познакомился со Смирновым-Русецким, и тот привел его к Фатееву. Петра Петровича очень заинтересовал талантливый музыкант, который пытался рисовать звуки, и это ему явно удавалось. Особенно хороши были его миниатюры. Энергия просто выплескивалась из этих ритмизованных композиций, в которых Сардан проявил себя и как прекрасный колорист. Его светоносные картины были наполнены такими могучими вибрациями, что казалось, будто художник напрямую воспринимал энергетическую основу бытия, о которой мы читаем в Живой Этике. Сардан-музыкант и Сардан-художник в одном лице, как и М.К.Чюрленис, творил живописно-музыкальный синтез. Есть несколько картин, на которых Сардан просто рисует... звук. Точнее, структуру звуковых колебаний или звуковой спектр разных инструментов. Сила воображения художника такова, что глядя на то, как он изображает "Тембр арфы", ловишь себя на том, что лучше и точнее изобразить это невозможно. Многослойность звучащего пространства, сотканного из кружевной графики различных тембров, настолько завораживает, что начинаешь слышать музыку. В восприятии Сардана форма начинала звучать, а звук обретал определенные формы. Это был дар - дар редкий и, безусловно, высший.

Картины Сардана очень динамичны, на них не увидишь застывшей статики - все вибрирует, переливается, движется, звенит. Это поступь самой Жизни, "3вучания в пространстве" (1923) заполняют весь мир, пронизывают пирамидальные дома, наполняют весь Космос. Этими же рукотворными и нерукотворными вибрациями пронизано все пространство картины "Весенняя серенада" (1923), где художником показана удивительная жизнь флоры, - цветы тянутся друг к другу, переговариваются, излучают радость жизни в окружающий мир. В его "Поэме утренней зари" (1920) мы видим все те же всепроникающие излучения Жизни, структурирующие вселенское пространство, дающие через энергоинформационные заряды эйдосов жизнь всему сущему. Мировидение Сардана созвучно пифагорейскому восприятию мира как грандиозного инструмента. И если когда-нибудь нам будет дано познать вселенские законы соответствия между формой, цветом и звуком, то не исключено, что при переводе в звук таких картин Сардана, как "Рождение материи", "Симфонии Космоса", мы услышим не просто набор звуков, а, скажем, нечто вроде музыки Скрябина или же импровизации самого художника.

Картина "Рождение материи" (1920) изображает космическую сингулярность, из которой извергается раскаленная материя в первые мгновения Творения. Что это, как не расширяющаяся Вселенная? Поражает тот факт, что картина была написана еще до возникновения теории расширяющейся Вселенной. Это еще один пример того, что художники "Амаравеллы" не только с глубоким интересом следили за утверждением новой парадигмы знания, но часто и предвидели ее.

Вскоре после выставки "Амаравеллы" 1929 года на долю Сардана выпали тяжкие испытания - художник был арестован. И хотя заключение было недолгим, душевное потрясение оказалось настолько сильным, что Александр оставил живопись. В 1930 году он прошел курс кинорежиссуры во ВГИКе и далее работал на киностудии "Мостехфильм", выступая в роли режиссера, сценариста и художника. Его удивительный талант проявился и здесь, позволив ему создать запоминающиеся научно-популярные фильмы. В 1949 году в Париже за фильм "В мире кристаллов" Сардан получил Международную премию им, Маррея Мезгиша, а в 1960-м снял научно-популярный фильм об основоположнике гелиобиологии - А.А.Чижевском. Создание этого фильма доказывает, что влияние Чижевского на его художественное творчество несомненно.

Работы Александра Сардана


Наш адрес:
Украина, 83050, г. Донецк-50, а/я 3481.
Телефон: +38(0622)95-52-89
e-mail: dzhura@roerich.com